Вместо Екатерины Деготь, как было запланировано, его провела куратор выставки «Определенное состояние мира?» Каролин Буржуа. Она рассказала, что знак препинания в конце названия проекта обозначает, что удовлетворительного ответа на вопрос, что же есть это «состояние мира», так никто и не предложил: ни художники, ни кураторы, ни сам владелец работ Франсуа Пино. «Может быть, у вас выйдет», — выразила надежду Буржуа. Для лучшего восприятия произведений из коллекции Пино экскурсанты предварительно выпили вина — в «Гараже» для них был организован фуршет. Пока гости собирались, Игорь Писарский рвался в залы «осмотреть все по-быстрому и уехать». Арсен Ревазов рассказал, как во время путешествия в Антарктиду встретил группу киевских полярников — 13 мужчин гнали из сахара самогон и тосковали без женщин. Самвела Аветисяна назначили следить за членами группы — возможно, потому, что на нем была футболка с надписью Fuck Off.

После фуршета Каролин Буржуа рассказала членам клуба, что выставка разделена на три тематических раздела: «Войны», «Общество спектакля» и «Глобализация». В Москву доставлена лишь двадцатая часть обширного собрания французского бизнесмена. Огромная инсталляция Пола Маккарти и Майка Келли под названием Sod and Sodie Sock Comp.O.S.O., воспроизводящая в натуральную величину полевой лагерь американской армии, членов клуба не впечатлила. Жена Бориса Акимова Ольга Стрижибикова, зайдя в одну из палаток, заметила, что «поняла, кто наш сын Петя! Он – современный художник!» (на полу палатки были свалены алюминиевые кастрюли, сковородки и дуршлаги). Зато экскурсантов было не оторвать от алюминиевого же сердца Джеффа Кунса, которое все хотели потрогать, и от 78-минутной видеоинсталляции Doubletake бельгийца Гримонпре про Хрущева и Хичкока — в одном из кадров Хичкок появляется в белой ванной, задернутой розовой шторкой.

Интерактивная инсталляция китайского художника Чэнь Чжэня «Танцующее тело барабанный дух» понравилась почти всем — по барабанам, а точнее превращенным в них стульям и диванам, каждый мог наколотиться вдоволь. В этом же зале возлежали люди — Дарья Разумихина вначале приняла их за восковые фигуры, но, когда у одной из них задвигалась рука, оказалось, что это артисты из Liquid Theatre.

Ричард Уоллис считает, что Пино подводит вкус — из представленных коллекционером работ ему понравилась только цветная комната Дэна Флавина. Борис Акимов, наоборот, чувствовал себя в комнате тревожно и постарался побыстрее покинуть ее.

Экскурсия закончилась глубоко заполночь — члены клуба совсем не торопились домой и даже зашли обсудить впечатления в кафе при центре «Гараж».

Мария Федоренко

18 марта на «Винзаводе» появился магазин Ольги Солдатовой. На его открытие членов клуба приглашал Алексей Поляков.

Промозглая погода располагала к глинтвейну, а глинтвейн — к ностальгии. Ольга Солдатова рассказала мне о том, как она познакомилась с Алексеем Поляковым.

Старинная подруга хозяйки магазина Светлана Конеген похвасталась сережками в виде октябрятских звездочек, которые ей подарила Солдатова, и представила меня своей «склонной к пьянству» собаке Дуське.

Ольга Солдатова встречала гостей у зеркала, под которым были установлены мужские писсуары. В них она придумала вставить украшения из коллекции «Вдова водопроводчика» Кати Бочавар — с ее полного одобрения.

Солдатова с удовольствием давала гостям скидки на украшения и аксессуары, а также анонсировала скорое появление в своем магазине одежды, которую можно будет заказать тут, как в ателье.

На открытии были дизайнеры, артисты и просто друзья Ольги. Музыкант Дмитрий Хоронько, который пришел выбрать подружкам сережки, рассказал, что любит выступать в костюме, сшитом Солдатовой.

Мария Федоренко

19 марта дизайнер Маша Цигаль стала еще и диджеем. На нашем сайте она приглашала членов клуба на свой первый диджей-сет. Среди гостей были Анастасия Стоцкая, Александр Толмацкий, Синиша Лазаревич, Кирилл Гусев и многие другие. Маша встречала гостей в открытом платье из своей новой коллекции.

Маша училась сводить пластинки три недели — у нее получился зажигательный поп-рок-микс из Мадонны и Бритни Спирс. Посетители были страшно довольны, и дизайнер уже составляет расписание сетов на весну.

Три manga-картины Цигаль будут ждать своего покупателя в клубе «КичКок» до 19 апреля. Это распечатанная компьютерная графика размером метр на полтора. Стоимость одной картины составляет 2000 евро.

Мария Федоренко

Марлен Манасов приглашал членов клуба на благотворительный аукцион «Гараж добра», средства от которого пошли в пользу детей с синдромом Дауна.

Гости «Гаража добра» покупали авторские игрушки, винтажные украшения и дизайн-объекты Студии Лебедева и фабрики «Дымов Керамика».

Они могли принять участие в мастер-классе по росписи тарелок или собрать пару головоломок. Но особенно всем хотелось вылепить на гончарном круге кувшин или хотя бы горшочек.

После фуршета начался аукцион. Наибольший ажиотаж у гостей вызвали старинный патефон и бутылка редкого испанского вина. А красивое лоскутное одеяло купила за 10 тысяч рублей ведущая вечера Тутта Ларсен.

На вечере было немало коллекционеров с солидным стажем, но даже их поразил старинный английский велосипед конца XIX века за 700 тысяч рублей и мини-бар в виде парусного брига, сделанного по образцу парусников XVIII века. Его привезли в Москву из Музея вина в Феодосии.

А что пылится дома на полках у гостей вечера, которые с любопытством изучали выставленные на аукцион предметы?

Мария Федоренко

На прошлой неделе молодежное издание «Хулиган» устроило квартирный концерт с участием заслуженного деятеля андеграунда Юрия Орлова, его группы «Николай Коперник» и Николая Воронова — студента Гнесинки, чью песню «Белая стрекоза любви» Артемий Троицкий рекомендовал взять на «Евровидение» от России. 

Гостей собирали, вывесив общедоступный анонс и предложив всем желающим написать электронное письмо с просьбой сообщить, куда собственно приходить.

Оказалось, что для события зафрахтовали известные в богемных кругах апартаменты на Новинском бульваре — их окна выходят на американское посольство. Лет семь назад здесь жил коллекционер Петр Ширковский, тогда все стены были завешаны картинами, а комнаты заставлены антикварными шкафами. В 2002 году тут проходили выставки и устраивались вечеринки — в гостях у Пети побывало пол-Москвы. 

Собравшиеся на квартирник «Хулигана» вряд ли помнят те времена — большинство из них по возрасту соответствуют целевой аудитории журнала. На их фоне выделялась кепка члена клуба «Сноб» Андрея Бартенева и искушенное лицо музыкального пиарщика Александра Кушнира. Квартирный концерт или выставка были жанром протестной культуры, частной территорией, куда было вытеснено неофициальное советское искусство. Как предполагает главред «Хулигана» Стас Акимов, в нынешних условиях этот жанр вновь становится актуальным, но уже по чисто экономической причине — люди станут больше ходить друг к другу в гости и меньше тратить денег в клубах. Звучит вполне правомерно, но на деле квартирник оказался обычной журнальной вечеринкой со спонсорским алкоголем. Никакого антиобщественного поведения, пьяных криков и поломанной мебели. Даже покурить все послушно выходили на лестничную площадку. Фотографов на Новинском побывало едва ли не больше, чем гостей без камер.

На выходе мне удалось выловить Кушнира и спросить у него, когда он последний раз был на квартирном концерте. Александр впал в ностальгический раж.

За вечер через трехкомнатную квартиру прошло две сотни человек. Милиционеры приехали в начале двенадцатого и удовлетворились отступными в 3 тысячи рублей... Пострадала чашка из IKEA и корзина для белья в ванной.

Филипп Миронов