«Фотобиеннале» как огромный город, есть широкие проспекты, узкие улочки, аллеи и парки, «Манеж» — это главная площадь. И показывают здесь самых главных: Анри Картье-Брессон с выставкой «Фотограф», Питер Линдберг с экспозициями «Вторжение» и «Кино», Паоло Роверси и его «Студия», видео Сары Мун «Человек, показывающий время» про ее мужа, фотокуратора Робера Дельпира, ретроспективы Эллиотта Эрвитта и Андрея Безукладникова. Огромное белое пространство «Манежа» разделено на две равные части, в которых в соответствии с планом выставки выстроены в необходимом порядке комнатки и закуточки для разных фотографических серий. Ольга Свиблова начинает свою экскурсию с левой части зала, где расположены работы Анри Картье-Брессона, Мартины Франк, Эллиотта Эрвитта и Андрея Безукладникова.

Свиблова перескакивает с темы на тему. Она то рассказывает о своей первой встрече с Картье-Брессоном, которая повлияла на ее решение о запуске в Москве фотобиеннале,

то начинает объяснять замысел его фотографий, вынимая из памяти одну историю за другой.

Это целый экскурс в историю фотографии, ведь Анри Картье-Брессон — один из тех, кто сделал ее не только документом времени, но и искусством. В 30-е он активно снимает, а во Вторую мировую пропадает из поля зрения. Ходят даже слухи, что его убили, но он возвращается, побывав в плену. Это оставляет в нем глубокий след.

Но все же жизнь движется дальше. В 1947-м Картье-Брессон вместе с Робертом Капой основывает фотоагентство «Магнум», которое вскоре станет одним из самых авторитетных в мире.

Затем Свиблова переходит к фотографиям американца Эллиотта Эрвитта:

«Он любитель шуток, гэгов. Посмотрите, какая у него серия собак!»

Мартина Франк, вдова Картье-Брессона  и нынешний директор «Магнума», находится рядом. «Знаете, почему мы выбрали ее? — спрашивает экскурсовод. — У нее другой регистр. Картье-Брессон холоден своей графической структурой, но всегда насыщен теплом сердца, он как мороженое фламбе. Эрвитт Эллиотт очень теплый. А вот Мартина, швейцарка по национальности, холодная».

Как оказалось, первый раз Франк берет в руки камеру в Советском Союзе. Бесконечные пейзажи из окна поезда нагоняли на нее скуку. С камерой жизнь вдруг получается гораздо интереснее. Постепенно Мартина становится одним из лучших портретистов Франции.

Эта часть экспозиции заканчивается Андреем Безукладниковым. Одна из тем его ретроспективы особенно любима публикой — это фантастические «Хулиганы 80-х». Здесь и Александр Липницкий, и Петр Мамонов, и трогательная Жанна Агузарова, и юная Айдан Салахова, и эпатирующий Гоша Острецов, и задумчивый молодой Дмитрий Врубель. На эти лица смотреть интересно — потому что это близко и знакомо, но при этом похоже на путешествие во времени.

Свою экскурсию Ольга Свиблова завершает в правой части Манежа у портретов, сделанных Питером Линдбергом. Это совсем другие портреты — постановочные, срежиссированные, выверенные до самой последней черточки.

Гости спешат, потому что в ресторане уже ждут авторы выставки Питер Линдберг, Паоло Роверси и Сара Мун.

Специально для проекта «Сноб» Ольга Свиблова взяла у них интервью. Оно больше похоже на беседу давно знакомых людей. Вы увидите его на нашем сайте завтра.

Теперь уже можно сказать точно: Восьмой международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале-2010» открыт по-настоящему.

Полную программу Фотобиеннеле смотрите в блоге Ольги Свибловой.