Чуть позже в Пулково, в киоске подвернулся карманный «Герой нашего времени». Съел, смакуя, за два часа. Как же это вкусно, ясно, бодро, и к тому же замечательно написано. Дуэль здесь — это регулировка давления в общественных клапанах. Дуэль — хорошая вещь, она освежает. Любые единоборства освежают. И я считаю, что надо восстановить институт дуэлей — виртуальных, конечно. Однако в остальном — настоящих, взрослых, строго регламентированных кодексом. Мне кажется, тогда люди перестанут бросаться словами, а будут более внятно формулировать свою позицию и отвечать за сказанное.

Надо обязательно обговорить церемонию вызова, прописать все так, чтобы можно было выбрать — три выстрела или один, на шести шагах, двенадцати или, может быть, просто «через платок»: то есть одной фразой или несколькими ты хочешь уничтожить супостата. И в правилах должны быть исключены возможности выяснения отношений в жанре: «Мразь!» — «Сам ты мразь». Это должна быть стрельба не по личности, а стрельба по позиции. Меня, например, бесят какие-то вещи, которые отдельные люди позволяют себе делать в современном искусстве. Лично к человеку я при этом могу не иметь претензий — он может либо добросовестно заблуждаться, либо просто делать прилично оплачиваемую кем-то работу. Но если сама ситуация мне кажется неприемлемой, хорошо было бы иметь площадку «Дуэль» — место, где можно призвать человека к ответу, потребовать объяснений, не делая это достоянием широкой площадной гласности.

Для настоящего денди репутация дуэлиста или бретера — это прекрасно. Возможность срезать человека одной остротой — идеальная гимнастика для ума. Конечно, эта идея несколько нивелирована телепрограммами, построенными по похожему принципу. Но когда это происходит у Владимира Соловьева в программе — это мыло во рту, а не дуэль. А вот если здесь — например, в замкнутом сообществе — ты можешь обменяться выстрелами, это было бы очень полезно. Если ты активно не принимаешь чье-то мнение или считаешь, что чья-то линия поведения задевает твои честь и достоинство, ты можешь добиться справедливости. Главное — не съезжать в дидактику и нравоучения. Не надо учить друг друга жить. Надо доказывать свою позицию, стараться окликнуть человека. Мы все люди, и я совершенно не гарантирован от того, что моя позиция или мое поведение покажется кому-то возмутительным, и что кто-то пришлет мне секунданта, и я окажусь у барьера, и мне дадут по ушам. Но если за дело, то не обидно.