В 11 утра началась гражданская панихида, которую открыл министр культуры Александр Авдеев. Затем по очереди выступали нынешний и бывший президенты Союза архитекторов Андрей Боков и Юрий Гнедовский, директор музея Кремля Елена Гагарина, архитектор Карен Бальян, директор венского Музея прикладного искусства (МАК) Петер Нойвер, вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров. Все были большими друзьями Давида Саркисяна и потому говорили не только о том, что он сделал на посту директора музея, но и о том, какой величины это был человек. «Людей такого калибра, — сказала Алена Долецкая, — нынче нет. Ему все было интересно, он по-настоящему обогащал нашу жизнь».

Слез никто не скрывал. Однако удивительным образом люди улыбались — вспоминали рассказы Давида Саркисяна, его заразительный смех, то, как он реагировал на те или иные вещи, и все старались пересказать друг другу хотя бы одну из его бессчетных чудесных историй.

Андрей Лошак снимает телефильм о Давиде Саркисяне, который собираются показать к сороковому дню. Съемки начались сегодня. Столь неожиданное решение было принято потому, что на похороны приехали близкие друзья Саркисяна со всего света: Петер Нойвер, Мария Костаки, Тина Бауэрмайстер, Мари Нерели Ван Даллен и многие-многие другие. Среди тех, кто нашел в себе мужество и силы рассказать о Давиде в такой день, были и члены клуба «Сноб»: Юрий Аввакумов, Григорий Ревзин, Алена Долецкая.

Многие говорили не только о том, каким был Давид Саркисян и что он сделал для культуры в целом, но и о том, что он  был непримиримым борцом с бюрократической машиной. И в том, что на сегодняшнем прощании не было ни одного представителя от правительства Москвы и что места на Ваганьковском кладбище для Саркисяна не нашлось, — многие видели живое подтверждение того, что совесть его была чиста, а дела — безукоризненны. А Любовь Шакс на вопрос: «Неужели никто из представителей Москвы не пришел?», ответила просто: «Люди пришли. Посетители музея. Ему бы этого было достаточно. И нам тоже».

Давида Саркисяна похоронили на Троекуровском кладбище Москвы, которое является филиалом Новодевичьего.

Ксения Чудинова