Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Галина Бирчанская: А вы ходите к психологу или психоаналитику?

Иллюстрация: Сноб.Ру
Иллюстрация: Сноб.Ру
+T-
Ответить

Комментарии

1-40 из 57 комментариев
Евгений Митта
Евгений Митта    08:43  05.06.09

Это не моя история. Возможно, я заблужаюсь, и иногда полезно высказаться "профессионалу", сбросить с себя тяжесть проблем. Но я предпочитаю другие способы решения внутренних конфликтов: в переосмыслении через внутренний монолог-диалог, через общение с близкими людьми. Иногда и бутылка водки может помочь. К психоанализу я отношусь как к определенному способу не прояснить для себя что-то, а уложить проблемы в какую-то другую мифологическую концепцию. Все-таки психоанализ очень сильно завязан с некой системой: для твоих проблем как бы дается новый шкаф, в котором на всех полках подписано: это - сюда, а вот это - сюда. И ты свое хозяйство - неосмысленный внутренний хаос - пытаешься рассортировать и разложить на полочки, чтобы увидеть какую-то стройную систему, понять, что не так все плохо и с этим можно жить. Я знаком с таким подходом, но я не вижу для себя выхода в том, что мне классифицируют проблемы. Мне это не надо. Но думаю, все зависит от психики человека. Бывают "запущенные случаи", когда люди не могут самостоятельно справиться со своей психикой и им необходимо вмешательство квалифицированной психологической помощи.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    09:57  05.06.09

Евгений, психоаналитик работает с людьми здоровыми, адекватными. Нет цели разложить сложный и неповторимый душевный мир человека в примитивном шкафу с полочками: это и бесполезно, и невозможно. Каждый человек уникален.  Профессионал, ценя индивидуальность, отнесётся к проблеме доверившегося ему человека с пониманием и уважением. Потеря или болезнь близких, сложные отношения с детьми или родителями, рабочие проблемы, комплексы, страхи, разного вида зависимость - есть масса причин для визита к врачу, который в отличие от приятеля или соседа, от рюмки или таблетки, снимет напряжение  не на пару часов или дней, а реально поможет ( повторяю: не шарлатан, не халтурщик, а профессионал).

Психоаналитик вместе с пациентом найдет корень проблемы. А затем, ничего не навязывая и ни к чему не призывая, расскажет, что может произойти при тех или иных вариантах, которые предвидит его собеседник. Один выбор может повлечь за собой такие-то события,    другой - иные и т.д. Это диалог, живой, позитивный, творческий, неназидательный и обязательно доверительный.

Если болит зуб, мы мчимся к стоматологу. Если душа - никуда или непонятно к кому. А ведь ни одна физическая боль не сравнится с болью душевной. И речь я сейчас веду о нормальных людях.

 

Алла Сигалова
Алла Сигалова    08:53  05.06.09

Дело в том, что один из лучших психотерапевтов в Москве — мой очень близкий друг уже более 20-ти лет. И общение с этим человеком для меня очень важно, потому что он не просто помогает мне, а дает какие-то ориентиры в жизни, которые мне просто необходимы. И мне кажется, если у человека есть такая потребность и если он находит врача для себя, а это дело очень непростое, то это необходимая вещь. Проблема в том, что все, что у нас становится модным, тут же превращается в возможность заработать. Поэтому я еще раз повторяю – если уж человеку действительно необходима помощь, важно найти, во-первых, хорошего специалиста, а во-вторых, человека, на которого действительно можно положиться. И если такой человек есть, это дело замечательное и очень нужное.

Дмитрий Паперный
Дмитрий Паперный    09:58  05.06.09

Я ходил к психоаналитику только один раз - как только приехал в США в свое время. Так, дань моде, Los Angeles все–таки :) Хотя, если честно, мне та часовая беседа помогла в адаптации к местной жизни. А кроме того случая у меня пока не было поводов ходить к психоаналитикам.Тем более я в тот раз в беседе с психологом пришел к мысли, что я достаточно self-aware, чтобы заставлять себя самому думать о вещах, которые мне мешают в жизни. Ведь по сути дела, встречи с психологами и психоаналитиками, если конечно нет налицо серьезного психического расстройства, вроде клинической депрессии, заставляют вас говорить вслух о вещах, о которых вы пытаетесь отгородить свое сознание, чтобы не думать о неприятном или обидном.

 

 

Моя жена-американка ходила к психологу одно время, это было связано с сильными переменами в ее жизни и карьере, и общение со специалистом (женщиной) дало возможность лучше понять и найти выход из сложившейся ситуации. Иногда беседа с человеком, не являющимся близким другом, супругом, родственником и т.д., работает лучше, так как вышеперечисленным сложно быть объективными.

 

То, что чуть ли не у каждого второго американца есть свой личный психоаналитик, – это байка. Наверное, каждый второй был у аналитика в то или иное время. Но к нему ходят когда нужно, как к зубному врачу :) И здесь довольно интересная система оплаты. Есть почасовая оплата, но специалист может ее резко снизить, если у вас нет работы, тяжелая финансовая ситуация и т.д.  Аналитик, берущий $120 в час, будет с вас брать $20, если вы не можете больше платить. С учетом того, что вы будете платить полную стоимость, как только ваша ситуация улучшится.

Илья Шершнев
Илья Шершнев    13:59  05.06.09

Мне пару раз хотелось сходить, но я как-то сам все пережил. Хотя в такие моменты, когда выговориться некому, очень неплохо иметь под рукой психоаналитика.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    19:44  05.06.09

Псиоаналитик под рукой - что-то вроде джинна из лампы?

Илья Шершнев
Илья Шершнев    20:04  05.06.09

С той лишь разницей, что к джину я бы обращался чаще.

В России роль психоаналитика обычно выполняют друзья или близкие родственники. Но они не профессионалы, и по-настоящему помочь не могут.

Поэтому мужской части населения нашей страны психоаналитика заменяют бляди, вынужденные выслушивать всякую мутотень помимо основной работы.

Думаю, что многие из них на закате карьеры легко могли бы переквалифицироваться в психоаналитиков со стажем.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    20:57  05.06.09

Не в психоаналитиков со стажем, а в б... на покое, умеющих не только выслушивать, но и выдавать всякую мутотень.

Илья Шершнев
Илья Шершнев    21:31  05.06.09

Уже боюсь рассуждать на эти темы...

Но у меня к психоаналитику до сих пор есть вопросы.

Анатолий Волков
Анатолий Волков    21:25  05.06.09

они не просто не могут помочь, а могут "загрузиться" вашими  проблемами так, что им самим потребуется помощь... привычка все вываливать на друзей и семью  - чудовищный способ компенсации... мы в некотором смысле опасны для близких людей...

Илья Шершнев
Илья Шершнев    21:37  05.06.09

Поэтому семью и друзей лучше своими проблемами излишне не грузить. И получается, что грузить не кого.

А найти психоаналитика не просто.

Например, если тебе нужен кардиолог, ты можешь обзвонить всех друзей и знакомых. Если психоаналитик, то скорее всего спросишь рекомендацию только у самых близких, чтобы не отвечать на лишние вопросы...

И не факт, что среди близких будет контакт проверенного психоаналитика, а искать его через интернет  мне было бы некомфортно, потому что щепитильная ситуация требует внимания.

Поэтому психоаналитикам нужна нормальная ассоциация, которая будет гарантией качества услуг для потребителей. И ее они должны продвигать, рекламировать.

Потому что, если сейчас какая-то ассоциация и существует, то с точки зрения потребителя это какой-то фуфел, как и 99% российских ассоциаций.

Анатолий Волков
Анатолий Волков    14:57  06.06.09

ругулярно слышу "... у меня есть доктор, который занимается моим здоровьем..."  хохочу гомерически... доктор может оказаться прозектором...

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    16:31  06.06.09

И мне часто приходится такое слышать...

Анатолий Волков
Анатолий Волков    21:09  06.06.09

если бы это касалось только здоровья... отсутствующая зона ответственности

Владимир Яковлев Владимир Яковлев
Владимир Яковлев    14:08  05.06.09

Я хожу. По-моему, это практически вопрос личной гигиены, только не физической, а психологической. Есть множество личных вопросов, с которыми куда проще и легче разобраться с помощью психоаналитика, чем возиться с ними самому. Вообще мне кажется, что огромное количество российских проблем связано с тем, что на протяжении нескольких поколений население страны не имело доступа к реальной психологической помощи...

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    16:26  05.06.09

Вы правы. Гигиена души важна не менее гигиены тела. Все начинается с мелочей, а затем накапливается, как снежный ком. И дело не во внешних врагах. Ни один злодей не причиняет нам столько зла, сколько мы сами "по мелочам" на разных этапах собственной жизни. Зачем же накапливать этот хлам? Часто, казалось бы, сложные и запутанные вопросы имеют простые решения. Нужен взгляд со стороны.

Анатолий Волков
Анатолий Волков    21:27  05.06.09

проще - не значит правильней и эффективней...

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    22:26  05.06.09

Конечно. Проще, правильней и эффективней.

Владимир Яковлев Владимир Яковлев
Владимир Яковлев    14:42  06.06.09

ответ психоаналитика... но вообще-то проще никогда не было эффективней. а было всего лишь проще...

Анатолий Волков
Анатолий Волков    14:52  06.06.09

вот-вот...

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    15:03  06.06.09

Очень люблю высказывание моего знакомого Юрия Норштейна: "Нельзя подражать простоте". Это о той простоте, которая гениальна. Друзья, не придирайтесь к словам и не уходите от темы.

Анатолий Волков
Анатолий Волков    21:10  06.06.09

как скажете...

Николай Канавин
Николай Канавин    14:17  05.06.09

В 98 году у меня был свой собственный психоаналитик. А сейчас нет, даже не потому, что в этом нужды нет, просто это, видимо, такой опыт, который надо было пройти. Русскому человеку не нужен психоаналитик, это бесполезное дело, но чтобы это понять, это надо было испытать. Если идти в психанализ до победного конца, то это может настолько изменить представление человека о самом себе и об окружающем мире, что жить в этом мире будет сложнее, чем до такого анализа. Знание приумножает скорбь, как известно. Всего должно быть в меру, в том числе аналитики. Лучше больше друзей. Есть три вещи, которые делают человека счастливым, как раз Борис Стругацкий в интервью клубу «Сноб» об этом говорил: друзья, любовь и работа. Если это есть, то все будет хорошо. К этому надо стремиться, а не к психоаналитику.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    16:44  05.06.09

Согласна, это так прекрасно: друзья, любовь, работа. А много ли Вы знаете людей, у кого эти 3 составляющие счастья были одновременно? Я - нет. Кого не предавали? Кто не испытывал разочарования? Кому в работе все только удавалось?

Я бы сказала, что для счастья еще нужно здоровье, благополучие близких, безопасность. А еще мир с собой, свобода, искусство и еще много всего. Не все может дать психоаналитик, но часто его помощь оказывается необходимой.

Самвел Аветисян
Самвел Аветисян    14:41  05.06.09

А мне кажется, появление и популярность психоаналитической практики - это следствие распада нуклеарной семьи (когда он - кормилец, она - домохозяйка + 2 детей) и традиционных социальных скрепов. Сегодня гораздо распространеннее семьи 1) неполноценные, 2) где есть дети от предыдущих браков, 3) гражданское временное сожительство (серийная моногамия), 3) еще более временное розово-голубое сожительство, 4) не говоря о значительном количестве людей одиноких...

Во всех выше перечисленных типах семей человек не чувствует своей нужности, кровности (родства), соучастия (счастья). Вот это есть питательная среда психоанализа, который у нас будет все востребованнее и популярнее  

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    19:36  05.06.09

Самвел, я за патриархальную семью, вижу в ней много благ, по крайней мере пока в ней еще невыросшие дети. Но жены-домохозяйки при мужьях-кормильцах и взрослых детях страдают от одиночества, нереализованности и недооцененности. Свидетельствую.

Моя покойная свекровь-армянка, умнейшая и тишайшая женщина, при богатом муже, перед смертью призналась, что не была счастливой.

Самвел Аветисян
Самвел Аветисян    01:15  06.06.09

Галина, я вполне допускаю, что в отдельных патриархальных семьях жены могут быть несчастливы.

Но, как говорил Жванецкий, не обобщайте - да необобщаемы будете! Я имел в виду, что в тех редких случаях депрессии или душевного кризиса несчастным женам было к кому обратиться - поплакаться. Вот, например, к своей невестке!  И я не думаю, что психоналитик лечит душевную рану обратившего, искоренив причину болезни - а скорее залечивает и делает человека еще более одиноким, отчужденным: спасение утопающих - дело рук самих утопающих, а не ближних. Согласитесь, что психоанализ  есть иллюстрация десоциализации и дегуманизации человека, эрозии социальных скрепов, когда отмерли и продолжают отмирать многие институты традиционного общества - такие как, к примеру, институт родственных отношений второго (кузины-кузены, девери, шурины, золовки, свояки, сваты...), третьего (внучатые племянники, двоюродные деды, крестные отцы и крестники...) и более порядков. Или вот - институт вдовства, старых дев, молодой невестки, старшей госпожи и тп... -  все эти связи и отношения тогда выполняли эту психоаналитическую, психотерапевтическую роль.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    07:11  08.06.09

Ну хорошо, Самвел. А что же нам делать с сюжетами Чехова, Толстого, Горького, Достоевского, драматические и трагические события которых происходили как раз в патриархальных семьях? А Шекспир, Голсуорси, а Бальзак, Золя, вся французская и вообще европейская классика?

Стас Жицкий
Стас Жицкий    15:15  05.06.09

Я все свои внутренние нескладушки решаю сам с собой. Не очень-то удобно плакаться в собственную жилетку – особенно если она на тебя и надета. Поэтому стараюсь вовсе не плакаться.

Но ценность пофессионального психоанализа (повторю: профессионального) многим крайне необходима. Будь этот вид досуга пошире распространен в России – глядишь, и поубавилось бы хамов, стерв, непонятых детей и ненужных стариков.

Хотя пока что здесь функцию скорой душевной помощи (а также и профилактическую функцию) выполняет церковь. Не всегда успешно – ну, так и не всякий психолог бывает хорош.

 

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    16:13  05.06.09

Стас, согласна во всем, кроме определения "досуг". Это кропотивая, сложная, порой изматывающая работа. Человек с его душой-потемками - самый загадочный в природе объект. Но если у пациента возникает ощущение простоты и легкости в ходе и результате этой работы, а решение проблемы само собой разумеещимся, я чувствую радость: трудилась не зря.

Что касается церкви, я обеими руками за приктику исповеди. Но не все верят. Да и верующему человеку найти хорошего духовника-исповедника так же непросто, как профессионала-аналитика. Хотя искать надо.

Стас Жицкий
Стас Жицкий    16:51  05.06.09

Галина, "досуг" в данном контексте – определение ироническое. Причем по отношению к пациенту, а не к трудящемуся над ним. Просто на Западе мода на психоанализ одно время перевалила за границы разумного: к услугам психоаналитика обыватели стали прибегать с той же частотой, что и к услугам парикмахера, массажиста и фитнес-тренера. То есть, в рамках программы по бессмысленной трате времени.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    18:16  05.06.09

Да, это так. Сама наблюдала и удивлялась.

Иван Охлобыстин
Иван Охлобыстин    01:38  06.06.09
Господа! Зачем деньгами сорить?

Чего за психоаналитики? И так все про себя должно быть понятно, а если нет, то это к психиатру.

Исповедуйтесь и вся недолга. Принимаю по субботам, в 17.00. 

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    06:45  06.06.09

Даже Спаситель подвергался искушениям. А мы всего-навсего грешники, не всегда знаем, как поступим в ситуации экстремальной. Мы про себя знаем мало. Удивляемся, не узнавая собственный голос на диктофоне или изображение на видео. Представление о себе субъективно, но это не болезнь. Психолог предлагает свежий взгляд. Он не отпускает грехи, как священник, но предлагает подумать. Не ищет виноватых, а обращает внимание на поступки и мысли, приведшие к проблемам. А исповедь, безусловно, необходима - тем, кто верит.

Михаил Левитин
Михаил Левитин    03:24  08.06.09

.... предтечи психоаналитеков, по большому счету.

Но только синонимом исповеди, как правило, является покаяние.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    06:29  06.06.09

В каких-то случаях - определенно. Как правило - серьезная работа с использованием шанса спасти семью, работу, отношения с близкими, уважение к себе.

Виталий Дубинин
Виталий Дубинин    11:30  06.06.09

Извините, очень тяжело верится, что ТАКИЕ сложности можно разрешить психоанализом, доступным каждом. Доктор Фрейд или приблизительно равные ему по масштабу специалисты могут и добраться до бессознательного или применить иную эффективную методику. В осноном же, приходится иметь дело с ремесленниками занимающимися не лечением, а самомаркетингом.

Галина Бирчанская
Галина Бирчанская    16:43  06.06.09

А считаете ли Вы блажью работу с жертвами катастроф, террактов, войн? Взрывы в метро, Каширка, Норд-Ост, Афган, Чечня?.. Список длинный.

Слава Богу, что никому из Вас, кажется, не пришлось с этим столкнуться. Я знаю, что это такое.

Теги: здоровье, вопрос, Галина Бирчанская
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое