Нужна помощь?
Преимущества
подписки
Средняя оценка Ваша оценка 0 голосов 0

Вадим Дымов: А может ли быть перспективный бизнес в условиях кризиса? А какой?

Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин
Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин
+T-
Ответить

Комментарии

1-18 из 20 комментариев
Булат Столяров
Булат Столяров    08:56  02.03.09

У меня есть две мысли по этому поводу.

Первая тема: на нынешнем тренде кризиса хорошо котируются инвестиции в проекты сельского хозяйства, пищевые проекты, а также в легкую промышленность. И вторая тема – рынок долгов. Долги, а они высоко торгуются и дешево стоят, сейчас станут первейшей сферой применения инвестиций.

Сергей Доренко
Сергей Доренко    08:59  02.03.09

Я сейчас уверен только в том, что мы будем еще очень долго падать. И нужно исходить из того, что мы пойдем вниз от денег к другим мерам обмена. От денег мы будем уходить к слиткам золота, а от золота к мешкам картошки и зерна. Я бы на это и обратил просвещенное внимание снобов.

Сельское хозяйство в любом случае останется, потому что последней валютой всегда будет мешок сахара или мешок пшеницы. Я не уверен, что мы так глубоко упадем, но как бы мы глубоко ни упали, сельское хозяйство всегда будет востребованным.

Константин Апрелев
Константин Апрелев    09:06  02.03.09

Есть два сценария. С одной стороны, хорошо сейчас заниматься всем тем, что связано с бизнесом распродаж, то есть с продажей самых дешевых товаров. А второй сценарий — это торговля деньгами под залог. Кредитование, ростовщичество – это самое эффективное и интересное решение для бизнеса.

Кирилл Березов
Кирилл Березов    09:07  02.03.09

Я думаю, что перспективным будет бизнес, связанный с государственными проектами. Всякие нацпроекты — «Здоровье», «Образование», государственные заказы. Боюсь, что это единственный бизнес, который скоро останется, даже печки-буржуйки так хорошо не пойдут.

В конце XIX — начале XX века это называлось «госкапитализм», вот сейчас он возможен во всей своей красе. Его еще очень ругал Владимир Ильич Ленин в своих книгах, так что, от чего ушли, к тому и пришли. Вы будете ходить по улице, а по ней будут ходить одни чиновники. У нас средний класс составляет 7–8% от населения, в отличие от других стран, где 50–60%. Вот весь средний класс будет состоять из чиновников. Они будут ходить в шапочках-пирожках, в пальто с меховыми воротниками и с кожаными портфелями.

Илья Шершнев
Илья Шершнев    09:08  02.03.09

Не уверен, что хочу делиться своими соображениями на этот счет :). На самом деле, любой бизнес перспективен, а кризис вносит только коррективы в стратегию.

Неэффективные бизнесы умирают, а эффективные получают дополнительные преимущества.

Роберт Сассон
Роберт Сассон    12:03  02.03.09

Честно говоря, не представляю себе, какой бизнес может быть сейчас эффективным. Думаю, кризис — это время не для бизнеса, а для учебы и путешествий.

Даниил Купсин
Даниил Купсин    12:28  02.03.09

Две отрасли я бы развивал. Это фармацевтическая отрасль, поскольку сейчас в России производится меньше трети необходимых лекарств. Все остальное — импорт. А импорт будет дорожать, и выгодней станет приобретать отечественные лекарства и, соответственно, их производить. Да и стратегически это очень важное направление, на которое имеет смысл выделять деньги, поскольку речь идет о безопасности граждан.

И вторая отрасль, это медиа. Я бы развивал интернет-проекты, поскольку сейчас появилось на рынке много хороших кадров, которые готовы работать за вполне реальную зарплату.

Михаил Корякин
Михаил Корякин    16:28  02.03.09

Я думаю, очень выгодным станет бизнес, связанный с компьютерными играми. Работы не будет, заняться будет нечем, люди будут сидеть дома, время надо будет как-то убить — соответственно, будут играть.

А если говорить о фармацевтике, то да, сейчас производится всего треть необходимых лекарств. Происходит то же самое, что и в советские времена. Но ведь у нас люди аскетичные, так сказать. Они не будут тратить лишнее, и на здоровье тоже будут экономить, «забьют» на него. Будут тратить по большому счету только на то, что связано с угрозой для жизни. У нас ведь в первую очередь действует принцип «хлеба и зрелищ». Так что я сомневаюсь в выгодности этого бизнеса в момент кризиса.

Дмитрий Гуржий
Дмитрий Гуржий    11:54  02.03.09

Мне кажется, что в бизнесе в ближайшие 2–3 года будут перспективными следующие вещи (исходя из ответа на вопрос «кто и на что будет тратиться»):

— Любые продукты и услуги, ориентированные на потребление, оплачиваемое государством. Это, как правило, не слишком интересно и романтично, хотя часто очень денежно. Главная засада, что в нашем варианте часто подобный бизнес не создает никакой добавленной стоимости для страны и ее людей. Таким образом, получаются деньги на ветер, а очень жаль. За державу обидно. Но это все наладится.

— Самое важное направление — продукты и услуги, которые потребляют граждане на честно заработанные деньги. Здесь иная ситуация. Граждане зарабатывают все меньше и труднее. И дальше еще труднее, но не факт, что меньше, особенно в рублях. Поэтому я предполагаю, что люди будут тратить деньги на товары и услуги, но на те, которые им реально нужны. Например, здоровье, дети, личное развитие. Поэтому можно ожидать роста бизнеса в области здравоохранения, фармацевтики, производства товаров для детей, образования.

Всегда будет спрос на недорогие, но качественные вещи и услуги. Все это мы и раньше потребляли, но теперь надо обходиться без баловства и излишеств. Если конкретно, то в современных условиях это то, что мы научились делать качественно в РФ. От колбасы «Дымов» и писчей бумаги «Снежинка» до турбаз на Байкале или в Плесе и «фордов» из Всеволожска. Конечно, подобные предложения из-за границы, например Zara и им подобные, обречены на продолжение успеха именно в нынешних условиях.

— Товары и услуги с увлекательной идеей, от которых наших людей будет колбасить и переть. Это нишевые и вкусовые вещи — от кино и прочих развлечений до новых торговых марок и продуктов.

Все, что без идеи и необоснованно дорогое, все, что можно назвать баловством с жиру, уже смело или будет сметено и стерто до следующего жира.

— Есть масса возможностей на экспорт — от внутреннего туризма до транспортных евразийских транзитных услуг и поставок уникальных природных (в том числе для фармацевтики) продуктов России для внешнего потребления. В России уже был сильный импульс к этому в конце 80-х, но процесс раздербанивания отвлек многих инициативных людей от таких возможностей. Сейчас снова время. Думаю, поскольку дербанить особенно уже нечего, то инициативные люди вернутся к этим отличным темам в кризисные времена.

Сергей Гуриев
Сергей Гуриев    18:27  02.03.09

Согласен, ставку надо делать на дешевые услуги и продукты первой необходимости. Скоро почувствуется эффект от ослабления рубля, поэтому любой бизнес, конкурирующий с импортом и не использующий импортного сырья, будет увеличивать свою долю рынка.

Борис Титов
Борис Титов    12:05  02.03.09

Вадим, ваш собственный бизнес очень выгодный. Вообще все, что связано с пищевой промышленностью, во время кризиса только растет. У меня тоже есть очень выгодный «кризисный» бизнес — производство мяса птицы.

Еще один бизнес, который очень выгоден во время кризиса, но у нас, к сожалению, вряд ли кто-то им займется — это производство игрушек. Китайские производители сейчас только наращивают обороты, потому что спрос растет. Люди, которых выгнали с работы, больше времени проводят дома, с детьми, и стараются покупать им игрушки.

А вот наиболее невыгодно сейчас заниматься любым люксом. В первую очередь начинают страдать производители самых топовых вещей, например самолетов и яхт. Шампанское в Шампани тоже очень серьезно падает. Дешевое российское вино, наоборот, уже поднялось, потому что оно замещает импортное. То же самое, как ни удивительно, происходит и с шампанским, но здесь есть другая проблема: шампанское редко пьют без праздника, а праздников сейчас очень мало.

Борис Акимов Борис Акимов
Борис Акимов    18:49  02.03.09

Очень интересно про мясо птицы. Что именно? В каких масштабах? Дело в том, что мои приятели сейчас думают над  проектом - идея в создании небольшой фермы, которая бы выращивала птицу в естественных "домашних" условиях. Тут и "зеленая" идеология, и возможный агротуризм. Может такое в кризисное время сработать?

Ким Белов
Ким Белов    11:22  05.03.09

Курицы для агротуризма плохо - воняют, распространяют птичий грипп. Вино хорошо, пасека хорошо, лошадки хорошо. Хотя может быть где-нибудь и есть с птицефермами.

Наташа Барбье
Наташа Барбье    13:33  03.03.09

Уважаемый Борис! Скажите же, где Ваше "Абрау-Дюрсо"? я же Вам уже писала, а Вы меня игнорируете... А я хочу попробовать и покупать много если это хорошо...Всегда рада поддержать отечественного производителя. И вообще - раз уже я влезла в дискуссию - успех может иметь честный (то есть ненадуманный и разумный по ценам) бизнес, расчитанный на еще уцелевший средний класс. Например, на меня. Так что там с нашим игристым?

Сергей Лукьяненко
Сергей Лукьяненко    18:32  02.03.09

В первую очередь успешным может быть тот бизнес, который направлен на вложение денег с получением отдачи через несколько лет. Вот сейчас, на мой взгляд, очень перспективное время, как ни странно, для съемок кино или больших мультипликационных фильмов. Потому что на самом деле это не только самая реальная возможность уберечь деньги от инфляции, вложив их в производство, но и в результате вероятность получить через 2–3 года фильм, который выйдет уже, даст бог, после завершения самого тяжелого кризисного этапа и принесет нормальный заработок. Потому что понятно, что интерес к зрелищам никогда потерян не будет, это то, чего всегда будут хотеть люди, — хлеба и зрелищ. Поэтому, например, в разумный кинобизнес с разумными вложениями я верю.

Примером может служить тот же Голливуд, который расцвел в 30-е годы в период Великой депрессии и сформировал современную американскую культуру. Поэтому я бы сказал так: сейчас интересно и выгодно вести кинобизнес.

Виталий Быков
Виталий Быков    18:53  03.03.09

Да, но сейчас это будут инвестиции, а кинопроизводство и мултипликация не терпит халтуры. Когда деньги обесценятся, не будет возможности поддержать качество. Если качество упадет (а оно упадет не только из-за ухода хороших авторов, а также из-за невозможности оплатить дорогостоящее оборудование), то риск провалиться усиливается в несколько раз. Может я не прав? Что вы думаете?

Денис Смыслов
Денис Смыслов    22:55  02.03.09

Кризис в России начался года три-четыре назад. До осени прошлого года мы наблюдали "повышательную" фазу кризиса. Причина - резкий рост мировых цен на сырье. Рост российской экономики вызвал обильный приток денег в форме кредитов и портфельных инвестиций. Эти деньги вкладывались в расширение производства сырья, недвижимость, фондовый рынок. Они же вызвали и скачок доходов населения. В результате - перегрев и рынка недвижимости, и фондового рынка, и рынка труда. Бизнес в такое время легче всего делать, "поймав волну". Это, например, хорошо видно на примере девелоперских компаний. Я уверен, что многие из них были совершенно неэффективны, но тем не менее приносили хороший доход за счет заоблачных цен и доступа к кредитам.Тоже самое касается многих банков и брокерских контор, а также производственных компаний, которые работали на "нефтянку". То, что происходит сейчас - это фаза разрешения кризиса, очищения бизнеса от накопившихся несуразностей. Компании, которые жили за счет "повышательной волны кризиса", исчезают. Эффективный бизнес остается. Конечно, условия для ведения бизнеса сейчас не самые простые (хотя бы из-за отсутствия банковских кредитов), но возможностей - море. Гораздо легче искать квалифицированный персонал, существенно ниже расходы на аренду офисов, подешевело сырье и материалы. Я, например, до сих пор изготавливал оборудование под свои проекты в США и Китае. Сейчас впервые за десять лет появилась возможность организовать конкурентное производство в России. Вообще для России, которая живет за счет нефти, цена в 40-50 долларов за баррель - это совсем не кризис. Это даже очень хорошая цена. Хуже будет если цена снизится до 15-20, т.е. до себестоимости.А при 10 долларах у нашего прекрасного государства возникнет большая потребность в бесплатном труде, поскольку денег на его оплату не будет. Вот тогда о бизнесе придется забыть, если только не считать бизнесом всевозможные ЛАГи.

Марина Бушуева
Марина Бушуева    22:48  03.03.09

Любой бизнес в условиях кризиса может и расти, и развиваться. И это зависит только от того, кто этим бизнесом занимается. Умеешь принимать быстро верные решения - выиграл, не умеешь - проиграл. Экономический кризис - это закономерный цикличный процесс. Я бы назвала это - эволюционная чистка в бизнесе. Выживет сильнейший и поддержит слабых и это справедливо. Я знаю одно, что кто хочет работать - голодать не будет. Как потеряем, так и потом еще больше заработаем. А вот негативные прогнозы раздражают. Все равно все будет ОТЛИЧНО! У тех, кто в это верит.

Теги: кризис, экономика, Вадим Дымов, бизнес, вопрос
Реклама

Вы находитесь на сайте в режиме гостевого доступа с ограниченным функционалом.

Как
получить полный
доступ?

Если Вы подписчик журнала или член клуба, пожалуйста, авторизуйтесь в левом верхнем углу экрана

Самое